info@firstconsulting.com.ua

skype12 firstconsulting.com.ua

+38 067 614 05 75

+38 050 450 10 28 



Валютные операции по-новому

20.07.2018

Валютный контроль останется в прошлом

Сейчас по степени государственного контроля за валютными операциями субъектов бизнеса Украины остается в числе «репрессивных» экономик по классификации стратегического исследовательского центра The Heritage Foundation. 21 июня Верховной Радой принят Закон «Про валюту и валютные операции», который должен изменить ситуацию к лучшему.

Хотя Закон вступит в силу только с 7 февраля 2019 года, уже сейчас необходимо понять, какие потенциальные последствия он будет иметь для украинских предпринимателей.

В статье проанализированы основные изменения, которые произойдут в системе валютного регулирования с вступлением в силу этим Законом, и их влияние на ведение бизнеса в Украине.

 

 

Цей матеріал доступний також українською.

 

 

Свобода валютных операций

Основными законодательными актами, регулирующими осуществление операций с валютой резидентами Украины, сейчас является Декрет Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля», принятый еще в далеком 1993 году, а также Закон «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» от 1994 года. Этими документами был установлен чрезвычайно жесткий режим сплошного государственного контроля за валютными операциями резидентов Украины, особенно субъектов предпринимательской деятельности. За четверть века нормы этих законодательных актов перестали отвечать современным экономическим реалиям и стали тормозом развития украинской экономики.

Новый закон впервые в истории независимой Украины провозглашает принцип свободы осуществления валютных операций. Резиденты Украины – физические и юридические лица теперь смогут свободно открывать счета в иностранных банках и других финансовых учреждениях и размещать на них средства, осуществлять инвестиции в зарубежные активы, перемещать и переводить валюту и средства в гривне через границу.

В соответствии с задекларированным Законом принципом свободы осуществления валютных операции, из законодательного поля будет изъято само понятие валютного контроля как репрессивного механизма, а взамен введена система валютного надзора, который должен осуществляться без вмешательства в деятельность субъектов, осуществляющих валютные операции.

Впервые Законом прямо установлено, что в сфере валютных операций нерезиденты имеют равные права с резидентами Украины. До этого времени по отношению к нерезидентам существовали строгие ограничения касательно покупки и перевода за границу иностранной валюты, что ставило их в дискриминированное положение. Закон устанавливает одинаковые общие правила для юридических и физических лиц (хотя нормативными документами НБУ могут быть установлены определенные особенности проведения валютных операций субъектами предпринимательской деятельности).

Закон содержит нормы, которые позволят резидентам Украины осуществлять торговлю валютными ценностями на международных рынках при посредничестве банков или уполномоченных небанковских финансовых учреждений. Законодатель также привел в соответствие с реалиями сегодняшнего дня определения валютных ценностей, дополнив его электронными деньгами и исключив ценные бумаги, номинированные в валюте.

Законом отменено декларирование валютных ценностей, которые находятся за пределами Украины, а также право Министерства экономического развития и торговли останавливать внешнеэкономическую деятельность субъектов предпринимательства и применять к ним индивидуальный режим лицензирования ВЭД.

Поэтому можно констатировать, что для традиционно зарегулированной в Украине сферы валютных операций этот закон является неслыханно либеральным.

Однако предусмотренная Законом валютная либерализация не произойдет в одночасье. Закон «Про валюту и валютные операции» предоставляет НБУ широкие полномочия в сфере валютного регулирования, в том числе путем введения временных ограничений на валютные операции. Национальный банк, вероятно, воспользуется предоставленными полномочиями для продолжения на некоторое время после вступления в силу Закона действия по крайней мере части из ныне действующих валютных ограничений.

 

Проведение расчетов с нерезидентами

Законом установлено право резидентов Украины (физических и юридических лиц) без ограничений заключать соглашения с нерезидентами Украины и осуществлять платежи по этим соглашениям, как в гривне, так и в иностранной валюте. Согласно Закону, валютные операции осуществляются без ограничений.

Закон позволит проведение расчетов с нерезидентами, как через банки, так и через небанковские финансовые учреждения, имеющие соответствующую валютную лицензию.

Национальный банк вправе устанавливать правила осуществления валютных операций. Маловероятно, чтобы НБУ разрешил субъектам предпринимательской деятельности полностью бесконтрольно проводить расчеты с нерезидентами. Скорее всего, будут установлены определенные формальные требования о предоставлении уполномоченным финансовым учреждениям подтверждающих документов, тем более что в соответствии с Законом субъекты валютных операций обязаны предоставлять информацию об их валютных операциях уполномоченным банкам и другим финансовым учреждениям, через которые осуществляются такие валютные операции.

Пока сложно сказать, насколько такие формальные требование будут на практике носить ограничивающий характер, например, будут ли банки останавливать проведение платежей в случае непредоставления клиентами определенных документов. Законом «Про валюту и валютные операции» такое право финансовых учреждений предусмотрено только в случае нарушения валютного законодательства субъектом валютной операции, но поскольку сам закон не содержит конкретных требований по проведению платежей, которые можно было бы нарушить, то, наверное, речь пойдет о нарушении правил валютных платежей, которые еще должны быть установлены Нацбанком.

Следует помнить также и о существовании норм Закона «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения», согласно которому финансовые операции на сумму 150 000 грн. и более могут быть остановлены, если они соответствуют критериям риска, в том числе, если клиент не предоставил достаточных подтверждений о характере операции или о происхождения средств.

Исходя из заложенных в новом Законе правил осуществления валютного надзора и принципов валютного регулирования, в частности риско-ориентованости, можно предположить, что банки будут тщательно контролировать только перевод крупных сумм средств, особенно по договорам об оказании услуг, а также платежи на сумму более 150 тыс. грн. в эквиваленте, которые осуществляются по нестандартным видам сделок, или которые осуществляются новыми клиентами, по которым у банка нет их истории внешнеэкономической деятельности. В то же время, банки не будут осуществлять надзор за валютными операциями на сумму менее 150 тыс. грн., связанными с экспортом и импортом товаров.

Что должно существенно измениться, так это контроль сроков проведения внешнеэкономических расчетов. Сейчас Законом «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» установлен предельный срок расчетов по экспортным и импортным операциям, который составляет 180 календарных дней. При этом НБУ может вводить более короткие сроки расчетов на срок до шести месяцев. С вступлением в силу Закона эта норма утрачивает силу, а следовательно субъекты внешнеэкономической деятельности смогут самостоятельно определять сроки проведения расчетов по контрактам. Отпадет необходимость предоставления субъектами ВЭД уполномоченным банкам документов с целью контроля сроков расчетов.

Тем не менее, законодатели предоставили Национальному банку право устанавливать предельные сроки расчетов по операциям экспорта и импорту товаров, но только как временную меру в случае неустойчивого финансового состояния банковской системы, ухудшения состояния платежного баланса Украины, угрозы стабильности финансовой системы государства. Такие ограничения устанавливаются не более чем на 6 месяцев, а их продление потребует подтверждения независимым надзорным органом – Советом НБУ.

Есть вероятность того, что НБУ примет решение о введении предельных сроков расчетов в 180 календарных дней одновременно с вступлением в силу Закона в феврале 2019 года, однако исходя из данных НБУ о значительном улучшении платежного баланса Украины в последнее время, при условии получения внешнего финансирования от МВФ, эти ограничения могут быть отменены уже в ближайшее время. Если же Украине не удастся получить очередной транш кредита МВФ до конца текущего года, вероятно, что ограничения на сроки проведения расчетов в ВЭД будут сохранены в течение всего 2019 года.

Как и раньше, существует возможность продления предельных сроков расчетов в индивидуальном порядке по заключению Министерства экономического развития и торговли. Порядок выдачи такого заключения еще предстоит установить Кабмину.

 

Больше о бухгалтерском учете расчетов в валюте >>

 

Проведение расчетов на территории Украины

В соответствии с Законом, расчеты на территории Украины проводятся в гривне. Одновременно Закон устанавливает неисчерпывающий перечень операций на территории Украины, по которым разрешено осуществлять платежи в иностранной валюте. К таким операциям относятся:

  • Операции иностранных инвесторов (внесение иностранных инвестиций резидентам Украины, выплата доходов иностранному инвестору, возврат инвестиций);
  • Предоставление кредитов в иностранной валюте банками и небанковскими финансовыми учреждениями, а также выплата процентов по этим кредитам;
  • Торговля наличной валютой;
  • Валютные переводы;
  • Расчеты в иностранной валюте по договорам страхования жизни;
  • Расчеты по факторингу - перевод фактором клиенту инкассированных сумм в иностранной валюте от должника-нерезидента;
  • Выпуск и погашение компаниями - резидентами Украины облигаций в иностранной валюте и выплаты доходов по этим облигациям;
  • Операции банков по купле-продаже государственных облигаций;
  • Таможенные платежи, которые осуществляются в иностранной валюте в соответствии с Таможенным кодексом.

Национальный банк своими нормативно-правовыми актами может расширить перечень операций, по которым на территории Украины разрешены расчеты в иностранной валюте.

Раньше для осуществления любых платежей в иностранной валюте на территории Украины необходимо было получать индивидуальную лицензию НБУ. Исключение составляли только операции уполномоченных банков, которые получили генеральную лицензию на проведение валютных операций, между собой и с клиентами. С вступлением в силу Закона «Про валюту и валютные операции» режим индивидуального лицензирования отменяется, а перечень разрешенных операций будет определяться исключительно законодательством и нормативными актами НБУ.

То же касается использования иностранной валюты в качестве залога. Если раньше для этого необходимо было получать индивидуальную лицензию НБУ, то с вступлением в силу Закона «О валюту и валютные операции» это ограничение на законодательном уровне будет отменено.

Следует обратить внимание на норму Декрета «О системе валютного регулирования и валютного контроля», согласно которому нерезиденты должны были осуществлять оплату труда резидентов Украины исключительно в гривне. В новом Законе соответствующая норма отсутствует, следовательно, резиденты смогут на законных основаниях получать заработную плату от иностранных работодателей в иностранной валюте, в том числе на банковские счета, открытые за рубежом.

 

Валютные кредиты

Согласно ныне действующему законодательству, получение резидентами Украины кредитов в иностранной валюте от нерезидентов может осуществляться только при условии предварительной регистрации кредитного соглашения Национальным банком. При этом процентная ставка по кредиту не может превышать максимального размера, установленного НБУ.

Это ограничение утратит силу с вступлением в силу Закона «Про валюту и валютные операции». Но это еще не означает автоматической отмены регистрации кредитных договоров в иностранной валюте. Согласно Закону, НБУ получил право вводить ограничения, связанные с движением капитала, в случае неустойчивого финансового состояния банковской системы, ухудшения состояния платежного баланса Украины, угрозы стабильности финансовой системы. Но эта мера определена Законом как временная, поэтому есть большая вероятность ее отмены уже в следующем году, что облегчит получение валютных кредитов от нерезидентов субъектами предпринимательства.

 

Штрафные санкции за нарушение валютного законодательства

Применение штрафных санкций за нарушения в ВЭД было и остается одной из болезненных тем. Изменится ли что-то существенно с вступлением в силу нового Закона?

Как и раньше, органами, уполномоченными на проведение проверок и применение штрафных санкций за нарушения в валютной сфере, являются Национальный банк Украины и Государственная фискальная служба. НБУ будет осуществлять контроль за соблюдением валютного законодательства банками и небанковскими финансовыми учреждениями, которые получили валютные лицензии, а ДФС – другими субъектами предпринимательской деятельности и гражданами.

Совсем не изменились нормы, регламентирующие применение финансовых санкций за нарушение предельных сроков расчетов по внешнеэкономическим контрактам, в случае введения НБУ предельных сроков расчета. Причем, если раньше санкции применялись за невозврат выручки только в иностранной валюте, то теперь они будут касаться также и экспортных контрактов с расчетами в гривне.

За каждый день просрочки оплаты по экспортным контрактам или поставки по импортным контрактам, предусматривающим авансовую оплату, резиденты, как и сейчас, будут платить пеню в размере 0,3 процента просроченной суммы, но не более суммы задолженности.

Как и раньше, начисление пени можно будет остановить, подав иск в суд или международный коммерческий арбитраж. Но в Законе, по сравнению с ныне действующим законодательством, появилась новая неприятная для резидентов Украины норма. По ныне действующему законодательству, в случае принятия судом или арбитражем решения в пользу резидента, пеня за нарушение предельных сроков расчетов не начисляется за все время после подачи иска. Теперь же одного лишь судебного (арбитражного) решения будет недостаточно, необходимо чтобы денежные средства на основании такого решения фактически поступили на счет истца. В случае же прекращения производства по выполнению судебного решения без фактического поступления средств истцу (например, если взыскание средств с ответчика стало невозможным вследствие его неплатежеспособности), начисление пени будет возобновлено за все время просрочки, включая время, когда начисление пени было остановлено.

Что касается других нарушений валютного законодательства субъектами предпринимательской деятельности, то в соответствии с Законом «Про валюту и валютные операции» органы Государственной фискальной службы имеют право адекватно совершенному нарушению применить штрафные санкции к юридическим лицам в размере до 100 процентов суммы операции, проведенной с нарушением валютного законодательства. Но неясно кто и каким образом должен определять адекватность размера штрафа совершенному правонарушению. Поэтому, принимая во внимание фискальный подход, который исповедует ГФСУ, вероятнее всего, штрафы в размере 100 процентов суммы будут применяться во всех или в большинстве случаев. Такая же ответственность существует и сейчас, кроме ответственности за отсутствие регистрации кредитных договоров с нерезидентами, которая установлена ныне действующим законодательством в размере 1 процент от суммы договора.

Значительно усилена ответственность за нарушение физическими лицами (в т.ч. физическими лицами – предпринимателями и должностными лицами юридических лиц) валютного законодательства. Если раньше административный штраф в соответствии со статьей 162 КоАП, составлял от 30 до 44 необлагаемых минимумов (то есть от 510 до 748 грн.), то теперь его размер составит от 8 500 до 17 000 грн.

Кроме того, в КУоАП, одновременно со статьей 162 «Нарушение правил валютных операциях» появится статья-близнец 162-1 «Нарушение порядка осуществления валютных операций», которая будет применяться к физическим лицам – субъектам предпринимательской деятельности и должностным лицам юридических лиц, и санкция которой будет составлять уже от 17 000 до 51 000 грн. Хотя непонятно, чем нарушение правил отличается от нарушения порядка осуществления валютных операций, можно прогнозировать, что фискальные органы будут пытаться во всех случаях применять к субъектам предпринимательской деятельности статью 162-1, санкция которой является более жесткой. На должностных лиц банков и других финансовых учреждений будут налагаться административные штрафы от 51 000 до 68 000 грн., в соответствии со статьей 166-5 КУоАП.

Санкции за нарушения, совершенные до 07.02.2019 (даты вступления в силу Закона), будут применяться в соответствии с законодательством, действующим в настоящее время.

 

Выводы

В целом Закон «Про валюту и валютные операции» создает предпосылки для значительной либерализации валютного регулирования. В то же время, он содержит, преимущественно, лишь рамочные нормы, практическая реализация которых зависит от Национального банка Украины.

Скорее всего, НБУ выберет тактику постепенного уменьшения регулирования валютных отношений, поэтому рассчитывать на быстрое упрощение правил для субъектов бизнеса вряд ли резонно. При условии сохранения макроэкономической стабильности и получение Украиной кредитования от МВФ, можно рассчитывать на то, что большинство валютных ограничений будут сняты во второй половине 2019 года. Хотя для малого бизнеса и физических лиц валютные правила могут быть значительно упрощены уже в феврале следующего года.

В то же время необходимо обратить внимание на то, что новый Закон не уменьшает, а, наоборот, во многих случаях усиливает ответственность за нарушения в валютной сфере, поэтому пользоваться свободой валютных операций придется осторожно.

 

 

Желаете получить бесплатную консультацию от профессионалов?

Мы регулярно отвечаем на вопросы подписчиков в нашей группе Фейсбук. Если вы пользователь Фейсбук, задайте вопрос, используя ссылку ниже. Если вы не являетесь пользователем Фейсбук, вы должны быть зарегистрированным пользователем нашего сайта, чтобы иметь возможность задать вопрос.

Это полностю бесплатно!

 

Задать вопрос в Фейсбук:

Жмите на иконку:

ico.facebook

Мы отвечаем на вопросы в Фейсбук в течение нескольких часов (в рабочие дни).

Войти или зарегистрироваться, чтобы задать вопрос

 

Материалы сайта являются объектом правовой защиты в соответствии с Законом об авторском праве в цифровую эпоху (Digital Millennium Copyright Act)

Использование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на оригинал.

Вверх