info@firstconsulting.com.ua

skype12 firstconsulting.com.ua

+38 067 614 05 75

+38 050 450 10 28 

Какие изменения законодательства коснулись применения РРО с 1 июля 2015 года?

on 15 липня 2015

С момента введения в 1998 году системы упрощенного налогообложения, предприниматели – плательщики единого налога, были освобождены от необходимости использования кассовых аппаратов в своей деятельности.

Но реформаторское правительство Яценюка пошло дальше всех «папередников».

1 июля 2015 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс в части применения кассовых аппаратов. Начиная с этой даты, плательщики единого налога 3-й группы обязаны использовать регистраторы расчетных операций (РРО) при расчетах за наличные или с применением платежных карт. А уже с 1 января 2016 года использование РРО станет обязательным и для плательщиков единого налога 2-й группы.

Как всегда, сделаны и исключения. Нововведение не коснется предпринимателей, торгующих на рынках, продающих товары в передвижной мелкорозничной торговой сети. Не коснется фискальная новация и 1-й группы плательщиков единого налога.

Два важных изменения в законодательстве затронут бизнес интернет-магазинов. Во-первых, теперь прием заказов и оплата товаров с использованием Интернета приравниваются к розничной торговле. А значит, требуют обязательного применения РРО. Во вторых, применение РРО также обязательно при приеме наличности для ее последующего перечисления.

Известно, что многие интернет-магазины предлагают покупателям оплату наличными при получении товара. С этой целью использовались договоры поручения. Перевозчик или экспедитор принимал наличность от покупателя по поручению интернет-магазина для последующего перечисления продавцу. Теперь эти операции без использования РРО незаконны. Пока непонятно, как на практике выполнять данное требование закона, ведь перевозчику придется каждое рабочее место, включая машины доставки, оборудовать портативным кассовым аппаратом, снабженным мобильным Интернетом. Вряд ли удастся трактовать такие операции как продажу в мелкорозничной передвижной сети.

Выход один – воспользоваться нормой принятого в последний момент закона, разрешающей не использовать РРО предпринимателям – плательщикам единого налога, годовой оборот которых не превышает 1 миллиона гривен.

Отныне запрещена оплата услуг наличными или с использованием платежных карт без применения РРО. Теперь любой предприниматель, оказывающий клиентам услуги через Интернет, должен будет выдавать им чеки РРО, если оплата производится платежной картой. При этом сам продавец может не иметь понятия, где находится его клиент. А если он, скажем, в Калифорнии или Сиднее? Причем выдать чек необходимо именно при получении услуги. Понятно, что выполнить такое требование на практике просто невозможно.

Законодатели попытались стимулировать использование предпринимателями кассовых аппаратов, слегка «подстластив пилюлю». Тех плательщиков единого налога, кто зарегистрировал РРО и перевел в его фискальный режим до 30 июня 2015 года, фискальная служба не будет проверять на предмет применения РРО до конца 2016 года.

Внезапно, 1 июля 2015 года, когда многие предприниматели уже приобрели кассовые аппараты, Верховная Рада рассмотрела и приняла Закон о внесении изменений в законодательные акты по вопросам применения РРО. Согласно принятому закону, разрешено не использовать РРО предпринимателям – плательщикам единого налога, если объем их выручки за календарный год не превышает 1 миллион гривен. Если же доход превысит эту сумму, то необходимо будет использовать РРО уже с начала следующего квартала, не дожидаясь нового года. Заметьте, использовать РРО придется до конца действия свидетельства плательщика единого налога, то есть всегда.

На момент подготовки данной статьи новый Закон не подписан Президентом. Однако, учитывая его компромиссный характер, можно прогнозировать его быстрое подписание и опубликование. А между тем, плательщики единого налога 3-й группы, которые реализуют товары и услуги за наличные без РРО, пока находятся вне правового поля.

Другие изменения, внесенные Законом от 1 июля:

• Отныне физических лиц – предпринимателей не будут штрафовать за несоответствие суммы в кассе сумме дневного отчета. А юридические лица будут подвергнуты наказанию только если расхождение превысит 10 процентов минимальной заработной платы;

• Драконовские штрафы в размере пятикратной стоимости товаров, проданных с нарушениями, больше не будут применяться. За первое в году нарушение сумма штрафа равняется одной гривне. За второе и каждое следующее – 100 процентам суммы нарушения;

• Предусмотрена ответственность сервисных центров за нарушение сроков ремонта и ввода в эксплуатацию зарегистрированных РРО в размере пяти минимальных заработных плат;

• Разрешено не хранить ежедневные фискальные отчеты в книгах учета расчетных операций. Однако использование КУРО по-прежнему обязательно при выходе РРО из строя, поэтому их все равно придется приобретать.

В процессе рассмотрения предлагалось принять норму о том, что стоимость приобретения РРО будет зачитываться в счет оплаты предпринимателями налоговых обязательств. Однако возобладал фискальный подход, и из окончательной редакции Закона данное положение исчезло.

Мнение эксперта:

Бросается в глаза противоречивость как самого закона, так и мотивов его принятия. Фискальная служба в официальных разъяснениях утверждает, что основной целью изменений является защита прав потребителей. С этим можно было бы согласиться, если бы не очевидно абсурдная фискальная направленность некоторых норм. Скажем об обязательной передаче в налоговые органы электронных копий всех расчетных документов. Каким образом это поможет защитить права покупателей – непонятно. Непонятно и то, каким образом использование РРО сделает невозможным продажу контрафактных и контрабандных товаров.

А вот расходов предпринимателям такие новации добавят.

В пояснительной записке к проекту закона министр финансов Н. Яресько ссылалась на необходимость улучшения показателей Украины в рейтинге Doing Business. Мы считаем, что данные изменения прямо противоречат заявленной цели. Усиление фискального давления на малый бизнес вряд ли будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности Украины.

Хотя законодатели попытались сбалансировать негатив от принятия данного закона некоторым смягчением в вопросе проверок и финансовых санкций.

Безусловно, движение к цивилизованным формам ведения бизнеса необходимо. Однако в условиях глубокого экономического кризиса, падения потребительской активности, когда абсолютное большинство мелких предпринимателей находится на грани выживания, возложение любого дополнительного бремени может стать той соломинкой, которая сломает хребет бизнесу. Результатом может стать еще большая тенезация бизнеса и сокращение налоговых поступлений.

Станислав Бут,

сертифицированный международный профессиональный бухгалтер (CIPA)

 

Сподобалась стаття?      Тисніть червону кнопку та отримуйте сповіщення про нові публікації на нашому сайті.

 

Немного фактов, касающихся РРО

• Список разрешенных к применению кассовых аппаратов определен Государственным реестром регистраторов расчетных операций http://sfs.gov.ua/dovidniki--reestri--perelik/reestri/94957.html 

• Стоимость кассовых аппаратов со встроенным модемом начинается от 5600 грн. для проводного интернета и 6200 грн. для беспроводного.

• Если вы используете проводной Интернет, то он обязательно должен быть безлимитным. Это дополнительные расходы порядка 75 – 100 грн. в месяц. Если же вы используете беспроводной Интернет, то нужно приобрести сим-карту мобильного оператора. Стоимость услуги колеблется в пределах 12 – 40 грн. в месяц.

• Обучение одного сотрудника работе с РРО стоит 130 грн.

• Стоимость Книги учета расчетных операций 75 грн. Ее печатает единственное государственное предприятие в Украине.

• Стоимость ввода в эксплуатацию кассового аппарата составляет порядка 300 грн.

• Техническое обслуживание кассового аппарата обойдется в 150 – 200 грн. в месяц.

Таким образом, чтобы привести вашу деятельность в соответствии с новыми требованиями законодательства, необходимо выложить единоразово не менее 6 – 7 тысяч гривен.

 

Внимание! Данная статья имеет продолжение:

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ К ИЗМЕНЕНИЯМ В НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. ПРИМЕНЕНИЕ РРО С 01.07.2015

 

 

Вгору