info@firstconsulting.com.ua

skype12 firstconsulting.com.ua

+38 067 614 05 75

+38 050 450 10 28 

Изменения в администрировании НДС. Что ждет украинские компании в 2015 году

on 11 серпня 2014

Что ждет украинские компании в 2015 году

Как известно, 31 июля украинский парламент внес изменения в Налоговый кодекс, которыми ввел систему электронного администрирования налога на добавленную стоимость, начиная с 1 января 2015 года.

В нашем предыдущем материале мы подробно рассказали о том, как будет работать новый механизм.

Сегодня мы хотим акцентировать внимание на плюсах и минусах предстоящих изменений для отечественного бизнеса.

Мы сознательно оставили за рамками рассмотрения последствия данных нововведений для бюджета, обращая внимание только на то, каким образом они скажутся на работе компаний.

Преимущества

Пожалуй, самым значительным положительным моментом является невозможность произвольного признания или непризнания налоговыми органами действительности полученных налогоплательщиком налоговых накладных.

На протяжении всего времени существования налоговых накладных, а это без малого 17 лет, мы были свидетелями того, как в борьбе за наполнение бюджета фискальные органы изобретали самые различные предлоги, чтобы отказать налогоплательщику в признании налогового кредита. Подчас придирки носили просто-таки смехотворный характер, например, отсутствие телефона или сокращенное указание наименования предприятия. В последние несколько лет в практику контролирующего органа вошло использование так называемых «станов» как повода для аннулирования налогового кредита. Например, если ваш поставщик при проверке налоговой милиции не найден по месту регистрации, или не подал налоговую декларацию, этот факт служил для проверяющих достаточным основанием для непризнания всех полученных от данного поставщика налоговых накладных.

После вступления в силу изменений законодательства фискальная служба в значительной мере лишится «свободы творчества».

Во-первых, все налоговые накладные будут выдаваться только в электронном виде. При регистрации налогово накладной в Едином реестре автоматически будет выполняться проверка правильности заполнения обязательных реквизитов. Это исключает возможность аннулирования налоговой накладной по формальным признакам.

Во вторых, весь налоговый кредит теперь будет подкреплен реальными денежными средствами, депонированными на спецсчетах налогоплательщиков. Это, дает возможность налогоплательщику, в случае возникновения спора с налоговым органом, эффективно противостоять утверждениям последнего о никчемности сделки. Ведь у налогоплательщика будет «непробиваемый» аргумент наличия реальных фактических действий, направленных на выполнение сделки – перечисление денежных средств на НДС-ный спецсчет, что де-факто эквивалентно их уплате в бюджет.

В третьих, теперь у налоговых органов не будет мотивации противодействовать налогоплательщику в регистрации налоговых накладных в Едином реестре, ссылаясь на так называемые «станы» (а такие факты, по нашим сведениям, имели место быть). Ведь регистрация налогоплательщиком налоговой накладной будет означать поступление денежных средств на спецсчет, а значит в итоге – увеличение поступлений в бюджет.

Автоматическое возмещение НДС

Невозмещение НДС и коррупционные схемы, связанные с администрированием этого налога, являются одним из самых серьезных препятствий для привлечения инвестиций в экономику Украины. Практически каждое новое правительство обещает экспортерам автоматическое возмещение НДС, но до сих пор никому на практике достичь этого не удавалось, если, конечно, не рассматривать возмещение «особо приближенным» компаниям.

Пока рано говорить о том, насколько ситуация изменится с вступлением в силу новых правил. Сама по себе система электронного администрирования НДС не дает никаких гарантий своевременного возмещение налога. Однако вероятность этого для добросовестных налогоплательщиков возрастет, поскольку наличие данных обо всех операциях в системе электронного администрирования налога значительно упростит проведение камеральных и документальных проверок. Упростится налоговая отчетность, поскольку теперь не потребуются ни сложные расчеты сумм бюджетного возмещения, ни подтверждение фактической оплаты приобретенных товаров, по которым возникает право на получение возмещения. Из Налогового кодекса изъяты требования о проведении камеральных и документальных проверок в качестве условия получения бюджетного возмещения, хотя, как мы уже писали, на практике это не означает, что такие проверки не будут проводиться.

Увеличение порога обязательной регистрации до 1 миллиона гривен можно только приветствовать как давно назревшее решение. Ведь ведение лицевых счетов большого количества мелких налогоплательщиков значительно увеличивает затраты на администрирование налога, практически не давая дополнительных поступлений в бюджет. Для налогоплательщиков из малого бизнеса это решение будет означать дополнительную свободу выбора – регистрироваться плательщиком НДС и нести тяготы, сопряженные с исчислением и уплатой налога, или избежать этого. Если раньше предприятие или предприниматель в определенных случаях могли избежать обязательной регистрации плательщиком НДС только путем перехода на единый налог, то теперь их возможности налогового планирования станут шире.

Еще одним преимуществом для бизнеса является снижение издержек по контролю благонадежности контрагентов.

Крупные компании, работающие с большим количеством контрагентов, имеют в штате специальные подразделения, занимающиеся проверкой благонадежности своих поставщиков. Введение системы электронного администрирования НДС значительно упростит им жизнь, ведь теперь сам факт регистрации налоговой накладной поставщика в Едином реестре будет означать, что ваш контрагент реально существует и платит налоги. А для предприятий малого бизнеса, которым не по карману содержать собственную службу экономической безопасности, это будет еще бóльшим подспорьем в работе.

Недостатки

Самым большим недостатком для налогоплательщиков мы считаем фактическое сокращение срока уплаты налоговых обязательств, что приведет к сокращению оборотных средств, особенно компаний с небольшой долей материальных затрат в стоимости продукции или услуг. Раньше продавец, получив в составе предоплаты от покупателя сумму налога, мог пользоваться ею от 30 до 60 дней, в зависимости от даты получения – в начале или в конце месяца. Теперь же он будет обязан в течение 15 дней зарегистрировать налоговую накладную и внести сумму НДС на спецсчет.

Более того, даже не получив от покупателя оплаты за поставленный товар или оказанную услугу, поставщик вынужден будет в течение 15 дней с момента поставки уплатить из собственных средств полную сумму НДС на спецсчет.

Увеличение издержек на ведение налогового учета почувствуют на себе, главным образом, компании малого бизнеса. Ведь теперь все налоговые накладные будут подлежать регистрации в Едином реестре.

В штатах крупных и средних компаний, как правило, имеются бухгалтеры, отвечающие за налоговый учет НДС. Перевод всего НДС-ного документооборота в электронную форму избавит их от части работы, связанной с контролем правильности составления документов, поскольку проверка будет осуществляться автоматически при регистрации налоговых накладных в Едином реестре. Поэтому мы не прогнозируем заметного роста трудозатрат для этих компаний.

Субъектам малого бизнеса предстоит решить – либо воспользоваться увеличением порога обязательной регистрации и отказаться от регистрации в качестве плательщика НДС, либо заключить договор аутсорсинга бухгалтерских услуг, ведь для малых компаний и предпринимателей работа в системе электронного администрирования может оказаться достаточно обременительной.

Риски – реальные или мнимые?

Практически все опрошенные нами специалисты высказывают опасения, что система электронного администрирования НДС в очередной раз будет использована «приближенными» компаниями для попытки монополизации услуг по предоставлению программного обеспечения и электронных ключей для сдачи налоговой отчетности и работы с электронным реестром налоговых накладных.

Несмотря на то, что с момента вступления в силу закона «Об электронных документах и электронном документообороте» прошло уже 11 лет, до сих пор наши фискальные органы не сподобились обеспечить налогоплательщиков качественной бесплатной программой для формирования и сдачи отчетности в электронном виде. Суммы от лицензирования коммерческих продуктов, помноженные на количество налогоплательщиков, создавали достаточный денежный поток, чтобы обеспечить некоторым руководителям ведомства безбедное существование.

Непонятно только, почему новое руководство фискального ведомства до сих пор не объявило открытый конкурс на создание соответствующего бесплатного программного обеспечения. Также вызывает беспокойство тот факт, что из новой редакции Налогового кодекса исчезла норма, обязывающая контролирующий орган разрабатывать и бесплатно распространять ПО для ведения налогового учета НДС.

А ведь подача электронной отчетности, в том числе в электронном виде, является не правом, а обязанностью налогоплательщиков. И государственные службы просто обязаны создать налогоплательщикам надлежащие условия для выполнения этой обязанности.

Остаются вопросы

Не до конца понятно, как будет работать механизм электронного администрирования при уменьшении налоговых обязательств поставщика.

Приведенная в Налоговом кодексе формула вообще не содержит упоминания о расчетах корректировки налоговых обязательств. Даже если предположить, что это просто техническая неточность, которая будет устранена Кабмином при издании им Порядка электронного администрирования НДС, все равно остается вопрос – как на практике осуществить регистрацию в Едином реестре расчета с отрицательной суммой НДС. Ведь для этого необходимо списать соответствующую сумму со спецсчета покупателя. А если там отсутствует необходимая сумма? Может ли налогоплательщик заставить своего контрагента пополнить спецсчет денежными средствами? И насколько вообще правомерно проведение корректировки налоговых обязательств поставщиком в одностороннем порядке?

Из текста Кодекса непонятно, как будет учитываться в системе электронного администрирования распределение суммы налогового кредита между налогооблагаемыми и освобожденными операциями. Тот же вопрос возникает и в отношении полученных налоговых накладных, которые не связаны с хозяйственной деятельностью налогоплательщика.

Логически напрашивается такой порядок. Налогоплательщик должен самостоятельно произвести распределение налогового кредита и отразить его результаты в налоговой декларации. А налоговый орган, на основании поданной декларации, должен откорректировать сумму НДС по полученным налоговым накладным на спецсчете налогоплательщика. Однако какое-либо упоминание об этом в Кодексе отсутствует. Уже упомянутая формула содержит ссылку только на выписанные налогоплательщиком, а не полученные налоговые накладные.

Налоговый кодекс не содержит ответственности налогоплательщика за уклонение от регистрации налоговой накладной в Едином реестре. Де-факто такие действия являются уклонением от налогообложения. Однако пострадает в этом случае покупатель, который не сможет воспользоваться налоговым кредитом.

Мы полагаем, что все перечисленное – просто технические погрешности, которые должны и могут быть исправлены Кабмином либо в Порядке электронного администрирования НДС, либо путем внесения в парламент законопроекта с необходимыми редакционными правками.

Резюме

В целом, несмотря на наличие неурегулированных вопросов, мы считаем, что предстоящие изменения в администрировании НДС будут иметь больше позитивных, чем негативных последствий для налогоплательщиков. В то же время, имеются существенные риски, которые в случае, если они реализуются, могут здорово испортить жизнь многим компаниям.

Чтобы минимизировать эти риски, мы предлагаем всем заинтересованным лицам присоединяться к дискуссии для выработки согласованных предложений, которые затем будут направлены в Кабинет Министров для учета при разработке нормативной базы администрирования НДС.

 

В следующей статье данного цикла мы отвечаем на вопросы, касающиеся нового порядка учета и администрирования НДС.

Вгору