info@firstconsulting.com.ua

skype12 firstconsulting.com.ua

+38 067 614 05 75

+38 050 450 10 28 

Изменения в администрировании НДС

on 3 серпня 2014

Что ждет бизнес с 1 января 2015 года

31 июля украинский парламент принял Закон «О внесении изменений  в Налоговый кодекс  Украины и некоторые другие законодательные акты», который должен совершить революционные изменения в системе администрирования налога на добавленную стоимость.

Что ждет украинские компании в следующем году?

Самое значительное изменение – с 1 января 2015 года внедряется система электронного администрирования НДС.

В день регистрации юридического или физического лица плательщиком НДС уполномоченный Кабинетом Министров  банк будет автоматически открывать ему специальный счет в системе электронного администрирования НДС. Учет средств на спецсчетах будет вестись совместно уполномоченным банком и центральным налоговым органом.

Денежные средства на спецсчете будут, по сути, выполнять функцию залога, гарантируя, что задекларированный налог будет уплачен в бюджет. Контроль за поступлением средств на спецсчета выглядит достаточно просто, по крайней мере, в теории. Поставщик просто не сможет зарегистрировать налоговую накладную, если у него не хватает денег на спецсчете. Соответственно, его контрагент – покупатель не сможет задекларировать налоговый кредит.

Средства спецсчета будут использоваться исключительно для уплаты налога в бюджет. Причем, налогоплательщику даже не придется направлять банку платежное поручение, это сделает за него налоговый орган при наступлении срока уплаты задекларированного налогового обязательства. Перед  тем как это сделать, налоговики, конечно, проверят соответствие данных поданной налоговой декларации Единому реестру налоговых накладных.

Нужно отметить, что  средства спецсчета ни при каких обстоятельствах не могут быть возвращены на текущий счет налогоплательщика. А при аннулировании регистрации плательщика НДС остаток денег на спецсчете зачисляется в бюджет.

Налогоплательщик должен будет самостоятельно перечислять денежные средства на спецсчет со своих текущих счетов в банках. Сроки перечисления в Кодексе не установлены. Но из положений закона понятно, что налогоплательщику придется пополнять свой спецсчет, как минимум в двух случаях:

·         когда остатка средств на спецсчете недостаточно для того, чтобы зарегистрировать налоговую накладную в Едином реестре налоговых накладных, или

·         когда недостаточно средств спецсчета для уплаты в бюджет согласованного налогового обязательства (что, в общем-то, маловероятно, если налогоплательщик своевременно зарегистрировал все выданные им налоговые накладные);

Налоговые накладные теперь будут составляться исключительно в электронной форме. Все они подлежат регистрации в Едином реестре налоговых накладных, независимо от суммы. Налогоплательщик – покупатель не сможет получить право на налоговый кредит, если «входящая» налоговая накладная не зарегистрирована в Едином реестре. В свою очередь, он не сможет выдать налоговую накладную своему покупателю, либо же должен будет внести на спецсчет собственные средства на полную сумму НДС.

Помимо прочего, налогоплательщик должен выписать налоговую накладную и зарегистрировать ее в Едином реестре, одновременно пополнив спецсчет на соответствующую сумму, если он поставляет товары или услуги с оплатой за наличные или путем бартерного обмена. То же самое требуется, если налогоплательщик самостоятельном начисляет НДС на сумму списанных товаров или основных средств.

С 1 января 2015 года налоговые декларации по НДС всеми налогоплательщиками будут подаваться исключительно в электронной форме. Отныне налогоплательщики будут избавлены от необходимости подачи налоговому органу реестров выданных и полученных налоговых накладных. Конечно, предприятие по-прежнему должно вести эти реестры для целей внутреннего контроля, хотя по закону и не обязано этого делать.

Возникает вопрос – сможет ли теперь налогоплательщик получить право на налоговый кредит на основании кассовых чеков, транспортных билетов, гостиничных счетов и других подобных документов, не зарегистрированных в Едином реестре налоговых накладных? Да, сможет. Однако для этого ему будет необходимо подать в налоговый орган электронный реестр этих  документов.

Бюджетное возмещение будет проводиться в автоматическом режиме по заявлению налогоплательщика. Однако получает его не все. Как правило, это будут крупные предприятия – экспортеры, а также субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие значительные инвестиции. Остальные налогоплательщики без дополнительных формальностей смогут зачесть отрицательную сумму налога в счет будущих налоговых платежей.

Критерии, которым должен отвечать налогоплательщик для получения бюджетного возмещения:

·         иметь необоротные активы, балансовая стоимость которых, как минимум, в 12 раз превышает заявленную сумму возмещения;

·         за предыдущие 12 месяцев не менее 40% операций должны облагаться по нулевой ставке налога, или инвестиции в необоротные активы должны составлять не менее 3 миллионов гривен.

Не получат бюджетного возмещения налогоплательщики, которые:

·         находятся в стадии банкротства или ликвидации;

·         не провели ежегодное подтверждение сведений в Едином государственном реестре предприятий и организаций, или не находятся по месту регистрации;

·         имеют налоговый долг.

Также не получат бюджетного возмещения крупные налогоплательщики, которые задекларировали налоговые убытки за предыдущий год.

Численность сотрудников налогоплательщика и средняя заработная плата больше не являются критериями для получения возмещения, равно как и пресловутый «процент налоговой нагрузки».

Отменяется обязательное  проведение камеральных проверок налоговых деклараций по НДС.  Хотя из анализа положений Кодекса следует, что де-факто они будут проводиться путем сверки данных декларации с данными Единого реестра налоговых накладных, однако по результатам такой сверки налоговики не смогут непосредственно доначислять суммы налоговых обязательств, как это было до сих пор.

Изменился и порядок проведения внеплановых документальных проверок.  Если раньше основанием для их проведения были «достаточные основания» считать, что расчет бюджетного возмещения выполнен с нарушениями законодательства, то теперь они будут проводиться при выявлении расхождений между налоговой декларацией и данными Единого реестра. Таким образом, под внеплановые проверки подпадут все неаккуратные налогоплательщики, а не только те, кто заявляет налоговое возмещение.

Как и раньше, налогоплательщик имеет право подать жалобу на поставщика, не выдавшего налоговую накладную. Однако теперь такая жалоба не позволит автоматически включать спорную сумму НДС в состав налогового кредита. Задекларировать такой налоговый кредит можно будет, только если в результате внеплановой налоговой проверки поставщик все-таки зарегистрирует налоговую накладную в Едином реестре.

Помимо системы электронного администрирования налога, в Кодекс внесены такие важные изменения, касающиеся НДС:

·         Порог обязательной регистрации плательщика НДС увеличен с 300 тысяч до 1 миллиона гривен.

·         База налогообложения НДС при продаже товаров не может быть ниже их цены приобретения, а при продаже основных средств – их балансовой стоимости по данным бухучета. Налоговики и ранее придерживались такой позиции, однако судебные решения в этом вопросе выносились также и в пользу налогоплательщиков.

·         В случае приобретения услуг у нерезидентов на таможенной территории Украины право покупателя на налоговый кредит возникает теперь в том же периоде, что и налоговое обязательство. Ранее право на налоговый кредит возникало месяцем позже.

·         Отменен льготный режим налогообложения для лесозаготовок и производства лесоматериалов.

В целом, закон означает как благоприятные для налогоплательщиков изменения, сулящие некоторое ослабление административного давления, так и необходимость дополнительных трудозатрат на ведение учета средств спецсчетов и регистрацию большого количества налоговых накладные в Едином реестре. Последнее особенно касается компаний малого бизнеса.

В следующей статье мы представим подробный анализ рисков и трудностей, с которыми могут столкнуться малые и средние компании в связи с предстоящими изменениями налогового законодательства.

Законодатели поручили Кабинету Министров в течение трех месяцев с момента вступления Закона в силу принять Порядок электронного администрирования НДС. Предлагаем всем заинтересованным компаниям и специалистам принять участие в обсуждении проблемных вопросов администрирования НДС, в частности трудностей, возникающих при работе с Единым реестром налоговых накладных. Ваши предложения будут направлены в Кабинет Министров для учета при разработке Порядка.

 

 

Вгору