info@firstconsulting.com.ua

skype12 firstconsulting.com.ua

+38 067 614 05 75

+38 050 450 10 28 

Умная экономика

on 3 жовтня 2013

Статья опубликована в октябрьском номере журнала "Свой"

Образование становится ключевым ресурсом XXI  века

Давно прошли те времена, когда экономическая мощь нации измерялась тоннами угля, стали или хлопка. В сегодняшнем постиндустриальном обществе ключевым ресурсом, обеспечивающим конкурентное преимущество национальным экономикам, являются знания.

   Станислав Бут

   Президент ООО "Первая Консалтинговая Компания"

   Сертифицированный международный профессиональный бухгалтер (CIPA)

Теория и практика

В начале 90-х годов прошлого века у всех в Украине на слуху был прогноз Deutsche Bank, сделанный в 1991 году, незадолго до распада СССР. По данным немецких банкиров, Украина имела наилучший потенциал для экономического развития среди всех советских республик. Почему же этот прогноз не оправдался?

Главная причина – в отсутствии квалифицированных управленческих кадров, как на государственном уровне, так и на уровне предприятий. Несмотря на огромный интеллектуальный потенциал, которым обладала наша страна, несмотря на обилие научных институтов, оказалось, что почти никто из управленцев того времени не знал ответов на вопросы: как управлять экономикой предприятия, и как управлять экономикой государства в условиях перехода к рынку.

Прошло более двадцати лет. Экономика страны претерпела масштабные преобразования. Но проблема недостатка высококвалифицированных менеджеров, финансистов, экономистов, бухгалтеров, маркетологов по-прежнему остается актуальной.

Период относительно быстрого восстановления экономики Украины в 2001 – 2007 гг. создал иллюзию экономического благополучия. Быстро расширяющемуся бизнесу требовалось много новых управленцев финансово-экономического профиля. В этот период на украинском рынке труда закрепилась тенденция, когда для назначения на ключевую должность в компании претенденту не требовалось независимое подтверждение его профессиональной компетенции, достаточно было иметь хорошие отношения с руководством, и какой-нибудь диплом ВУЗа.

«Спокойные моря не создают умелых моряков»,-  гласит английская пословица. Периоды экономической стабильности ничего не скажут нам о силе или слабости национальной управленческой элиты. Мировой кризис, разразившийся в 2008 году, можно сравнить с двенадцатибальным экономическим штормом. И украинские рулевые, к сожалению, оказались не на высоте. А вот, к примеру, грузинская экономика не только полностью восстановилась после кризиса и последствий войны с Россией в 2008 году, но и показала 19% прироста ВВП. Болгария продемонстрировала не столь впечатляющую, но тоже позитивную динамику (+3%). Украина же по итогам 2012 года почти на 5% отстает от своего же показателя пятилетней давности.

Если бы в период быстрого экономического роста 2001 – 2007 гг. менеджеры украинских компаний проявили чуть больше дальновидности, и инвестировали в инновационное развитие, модернизацию технологий, энергоэффективность, возможно, последствия кризиса были бы не столь разрушительными.

На Западе абсолютное большинство директоров публичных компаний имеют степень MBA или докторскую степень, либо общепризнанную квалификацию в сфере управления финансами (ACCA, CPA, CFA и др.), маркетинга или управления персоналом. Для Украины это пока, скорее, исключение. Только немногие крупные компании могут позволить себе приглашать на высшие исполнительные должности экспатов (высокооплачиваемых менеджеров, работающих за пределами своей страны), или нанимать украинских профессионалов аналогичного уровня.

На Западе абсолютное большинство директоров публичных компаний имеют степень MBA или докторскую степень, либо общепризнанную квалификацию в сфере управления финансами, маркетинга или управления персоналом.

На постсоветском пространстве всегда считалось, что диплом ВУЗа является достаточной гарантией того, что молодой специалист получил все необходимые для практической работы знания и навыки. Возможно, так и было 50 или 30 лет назад. Возможно, это и сейчас справедливо для большинства технических специальностей. Но только не для сферы бизнес-управления, в которой требования к знаниям и навыкам менеджеров непрерывно меняются вследствие как изменений в экономических и правовых условиях, так и появления все новых теорий и практических разработок, оказывающих влияние на сферу управления бизнесом.

Большинство университетских программ составляют теоретические дисциплины, дающие весьма ограниченное представление о практических задачах, которые предстоит решать будущим профессионалам. И это в европейских странах, с многовековыми университетскими традициями. Что же тогда говорить об Украине, в которой попросту не существовало академической школы маркетологов, экономистов, теоретиков корпоративного управления? Представьте себе, что из своего теоретического багажа человек, изучавший в ВУЗе экономику развитого социализма, может использовать в своей практической деятельности? Да и в нынешней Украине с высшим образованием далеко не все обстоит так гладко, как хотелось бы.

Развитые страны столкнулись с этой проблемой много десятилетий назад и давно выработали решение, которому с тех пор не менее успешно следует большинство стран с развивающейся экономикой. Вне всякого сомнения, по этому пути предстоит идти и нам.

Как работает система

Прежде всего, академическое образование (в университете или колледже) рассматривается как важная, но лишь как первичная часть процесса профессионального развития. Следующий этап – получение практического опыта работы на должностях младших специалистов, под наблюдением квалифицированных коллег. Затем – самое ответственное звено в цепочке профессионального становления – независимая профессиональная сертификация.

Именно авторитетные независимые профессиональные ассоциации во всем мире обеспечивают профессиональную сертификацию претендентов на членство в них. Только полноправные члены таких ассоциаций считаются квалифицированными профессионалами, и могут занимать высокие должности в публичных компаниях и общественном секторе, или заниматься частной практикой. Так, например, члены одной из самых крупных и авторитетных профессиональных бухгалтерских ассоциаций Великобритании – Ассоциации Привилегированных Сертифицированных Бухгалтеров (ACCA) – имеют право занимать должности финансовых директоров и главных бухгалтеров публичных компаний, подписывать финансовую отчетность, работать аудиторами и налоговыми консультантами. Что же такое профессиональная сертификация?

Прежде всего, она предполагает сдачу экзаменов по целому ряду практических дисциплин. Чем авторитетнее организация, тем жестче предъявляемые к ее будущим членам требования. Подготовку к профессиональным экзаменам, как правило, проводят бизнес-школы. Прием экзаменов обеспечивают независимые уполномоченные экзаменационные центры, не связанные с провайдерами обучения. Это обеспечивает высокую степень объективности результатов.

Все профессиональные ассоциации требуют от своих членов постоянного поддержания уровня знаний и навыков. Можно сказать, что профессионалы обязаны учиться пожизненно.

Помимо профессиональных экзаменов, для получения сертификата требуется наличие достаточного подтвержденного опыта практической работы по специальности (минимум, два – три года), и часто рекомендация члена профессиональной организации. Также может требоваться зачет или экзамен по профессиональной этике.

После выполнения всех перечисленных требований претендент получает сертификат. Но на этом квалификационные требования не исчерпываются. Все профессиональные ассоциации требуют от своих членов постоянного поддержания уровня знаний и навыков, можно сказать, что профессионалы обязаны учиться пожизненно.

Как в этом отношении обстоят дела в Украине? Так ли все плохо? К счастью, нет.

Во-первых, постепенно получает развитие система независимых профессиональных ассоциаций. Во-вторых, с 2001 года в Украине, наряду с большинством постсоветских государств, действует программа независимой сертификации специалистов финансово-экономического профиля CAP/CIPA, учрежденная Евразийским Советом Сертифицированных Бухгалтеров и Аудиторов.

Однако, в масштабах страны этого, конечно, очень мало. К тому же, международные компании, работающие в Украине, предпочитают нанимать на работу специалистов, имеющих сертификаты западных профессиональных ассоциаций. Поэтому уже сейчас нам стоит думать над тем, как, используя доступные в Украине западные программы профессионального образование и развития, приблизить собственную систему бизнес-образования к европейским стандартам. Без этого мы так и будем плестись в хвосте мировых рейтингов, отставая от цивилизованного мира на несколько десятков лет.

Вгору